![]() |
|
|
Академик, доктор педагогических наук, профессор инструктор по каратэ (3 дан, черный пояс) председатель спортивного клуба каратэ В.Ю. Микрюков
КАРАТЭ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Масутацу Ояма, создатель стиля Кёкусинкай Выдающиеся русские полководцы в своей военно-учебной деятельности много внимания обращали на подготовку войск к рукопашному бою. Так, в первом строевом уставе 1700 года «Краткое обыкновенное учение» были специально введены основы обучения владению огнестрельным оружием со штыком. Обучение рукопашному бою входило в строевую и тактическую подготовку в армиях П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова. В воинском уставе 1716 года в основу военной подготовки были заложены требования «...непрестанно тому обучать, как в бою поступать». В содержание обучения русских войск были включены: маршевая, строевая, тактическая подготовка, стрельба, штыковой бой и морские учения (для флота). Важным видом физической тренировки была маршевая подготовка - длительное передвижение в полном снаряжении, форсирование встречающихся водных преград, в результате чего русские войска обладали высокой выносливостью и большими маршевыми возможностями (в 1710 году Семеновский полк из Москвы в С.-Петербург прошел со средней скоростью 45 километров в сутки). Боевая учеба суворовских войск была организована таким образом, что обеспечивала высокий уровень физической и психологической подготовки как отдельного солдата, так и подразделения в целом, что в конечном итоге решало исход боя. Впервые в войсках была введена утренняя тренировка - новая форма и средство повышения боевой выучки и физического состояния солдат. В ее содержание включалась медленная и ускоренная ходьба с поворотами в различных направлениях, а также упражнения с оружием. Подвижные игры, народные и военно-прикладные состязания способствовали становлению особого морально-психологического духа, который всегда присутствовал в войсках А.В. Суворова. В 1859 году была выпущена книга «Правила для обучения войск гимнастике», в которой много места было отведено приемам рукопашного боя. На основе этой книги в 1861 году были изданы новые «Правила для употребления штыка в бою». В вышедшем в 1910 году книге «Наставление по обучению войск гимнастике» вошли упражнения с палками. В русской армии XIX в. проводились соревнования по рукопашному бою, были известны английский и французский бокс, японское дзю-дзюцу, которое входило в программу подготовки юнкеров. После 1917 года русская школа рукопашного боя продолжалась развиваться. В 1924 году вышло руководство «Физическая подготовка РККА и допризывной молодежи», состоящая из десяти книг. Восьмая книга под названием «Способы защиты и нападения без оружия» включала приемы бокса и японского боевого искусства дзю-дзюцу. С 1931 года в программы по рукопашному бою были включены удары руками и ногами, броски и удушающие захваты, использование в качестве оружия прикладных средств. На базе этих приемов сложилась отечественная борьба самбо (САМозащита Без Оружия), ставшая популярным видом спорта в армии, обеспечивая хорошую подготовку военнослужащих к овладению приемами рукопашного боя. Следует отметить, что в Вооруженных Силах СССР физической подготовке солдат и офицеров всегда уделяли должное внимание, чего не скажешь о современной российской армии. Опыт первой чеченской войны убедительно показал слабый уровень физической подготовки многих офицеров ВС и МВД РФ. Об уровне подготовки солдат в этой войне и вообще не стоит говорить. Годность призывников к военной службе за последние 10 лет снизилась на 20%. Практически каждый третий освобождается или получает отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Тем не менее, в армию и на флот попадает много больных, что создает дополнительные трудности, приводит к неоправданным расходам и жертвам. В связи с этим представляется целесообразным введение в программу подготовки старших классов общеобразовательных учреждений, в программу обучения курсантов военных и милицейских училищ, боевую подготовку солдат и командирскую подготовку офицеров обязательных занятий рукопашным боем со сдачей экзаменом и соответствующей отметкой в аттестационных документах. В этом, на мой взгляд, одна из первоочередных задач реформы армии и образования в современных условиях. Введение в армии занятий каратэ будет способствовать «оздоровлению», как физическому, так и нравственному, многих солдат и офицеров. Такой опыт есть. И не без успехов, не без пользы дела. Такие программы действуют и в Китае, и в Японии, и в Корее. К примеру, в Японии в 1937 году было введено обязательное преподавание каратэ-до стиля Шотокан во флоте и войсках. Был такой опыт и у нас, когда, например, бокс входил в программу обучения кадетов суворовских училищ, а дзю-дзюцу – юнкеров военных училищ. Поэтому я хотел бы предложить Министерству образования, Министерству обороны и Министерству внутренних дел ввести в программу обучения допризывной молодежи, курсантов, солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров дисциплину «Рукопашный бой». А то ведь дело доходит до абсурда, когда по программе ОБЖ для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений предусмотрено обучение приемам самозащиты от безоружного и вооруженного противника в течение аж 8 часов. А в школе Дзёсинмон-Шоринрю, стиль которой принят на вооружение сотрудниками МВД, обучать приемам противодействия вооруженному противнику учащихся школ начинают не ранее как после 5 лет занятий и получения квалификации 1 кю, т.е. овладения базовой техникой и умением вести поединок с безоружным противником. А к чему могут привести попытки применить «изученные» в течение двух часов приемов самозащиты от вооруженного противника, когда, по, мнению авторов программы и учебников по ОБЖ (Сюнькова и др.), ученик или ученица могут смело действовать против ножа, а при попытке достать пистолет «мгновенно обезоружить» любого, посмелевшего это сделать, - об этом лучше и не думать. Автору стало не по себе, когда он первый раз прочитал об этих приемах и представил себе своих учениц 11-х классов, с которыми проводил занятия по физкультуре, - как они лихо выбивают ножи, да что там ножи – пистолеты из рук противника. Ведь преступники достают оружие не для того чтобы только его показать и уж, наверное, умеют с ним обращаться, если носят его с собой. Печальный опыт израильских спортсменов в 1972 году в Мюнхене наглядно это показал. А ведь эти спортсмены были не дилетанты, а являлись членами сборной страны по борьбе и боксу. Каратэ, как вид боевого искусства, в умелых руках может служить мощным средством и военно-патриотического воспитания молодежи. Не будем забывать, что каратэ возникло и развивалось в интересах обеспечения безопасности не только самого человека, но для защиты людей, проживающих на определенной территории. Оно служило оружием борьбы с завоевателями, оружием борьбы за независимость и свободу своей страны, своего народа. В этом плане необходимо подчеркнуть, что вся история России с момента ее образования как государства и до сегодняшнего дня была историей войн и вооруженных конфликтов. Не было ни одного года в истории нашей страны, в котором бы русские воины не воевали. И очень часто им приходилось и приходится сталкиваться с врагами в рукопашной схватке: и с татаро-монгольскими завоевателями, и с немецко-фашистскими захватчиками, и с чеченскими бандитами. И если раньше русские воины полагались, в основном на свою природную силу, то сегодня, как правило, одной силы бывает недостаточно. Нужно уметь коварству врага противопоставить свою ловкость, быстроту, реакцию. И здесь неоценимую помощь оказывает искусство каратэ, искусство побеждать врага не только физически, но и используя психотехнику. К примеру, в каратэ много внимания уделяют умению настраивать себя на победу, умению подавить в себе страх и сомнения по поводу исхода предстоящего поединка, обеспечивая, тем самым, готовность к действиям в экстремальных ситуациях. О том, какую пользу воинам во время боевых действий может принести умение самонастраиваться на победу, используя при этом способы применяемые в каратэ, я, думаю, говорить не стоит. Много внимания в каратэ уделяется и воспитанию у занимающихся уважительного отношения к старшим, любви и преданности своему клубу, взаимопомощи. А где, как не в армии необходимы умение подчиняться, беспрекословно, точно и быстро выполнять приказы и приказания командиров и начальников? Где как не в армии требуются войсковое товарищество и взаимовыручка? Огромную пользу людям в погонах каратэ способно принести тем, что на занятиях по каратэ учат внимательности, сосредоточенности, умению не упускать из виду мелочей. В армии это особенно важно для тех, кто имеет дело со сложной военной техникой, от правильного и внимательного использования которой зависит выполнение боевой задачи и жизнь многих людей. Даже умение повторять одно и то же действие сотни и тысячи раз подряд до его полного усвоения, чему учат в каратэ, играет важную роль для приобретения навыков военного дела, умения владеть оружием, управлять вооружением и военной техникой. А такое качество каратэка, как умение проникнуть в замыслы противника, разве это не то качество, которое необходимо на военной службе? Необходимо отметить, что, в отличие скажем от тхэквондо с его высокими ударами ногами или ушу с его упором на энергетическую установку, каратэ больше подходит для отработки действий воинов в реальной боевой обстановке. Автора, мягко говоря, удивили некоторые приемы рукопашного боя, взятые из тхэквондо и отрабатываемые по отражению нападения на часового в одном из военных вузов. Так, например, после ухода от удара нападающего, следовал круговой удар ногой в голову. Какой удар ногой в голову, выполняемый часовым? Он ведь не на татами и не в спортивной форме. Помимо того, что в летнее время на часовом поверх военной формы, как правило, надета плащ-накидка, а в зимнее – тулуп, так на нем еще и снаряжение весом несколько кг: автомат, подсумок с двумя магазинами, штык-нож. В этом плане каратэ, которое учит в боевой обстановке не наносить удары ногами выше пояса, я, думаю, в больше мере подходит для обучения рукопашному бою. Одним из преимуществ каратэ в плане подготовки специалистов по рукопашному бою для Вооруженных Сил является и то, что в отличие, скажем от бокса, кик-боксинга, айкидо, тхэквондо, ушу здесь не учат «благородному» обращению с противником, причинению ему минимального вреда. Например, в боксе, кик-боксинге, тхэквондо, ушу запрещено добивать лежащего противника, а в айкидо удары запрещены вообще. В каратэ же, наоборот, если противник упал, его необходимо добить и лучше одним ударом. Если в боксе, кик-боксинге запрещены удары в затылок, спину, пах, то в каратэ эти удары практикуются в полной мере. А как Вы думали? Ведь каратэ, это, прежде всего, боевое искусство, а на войне, как на войне. Здесь нет места сентиментальности, речь идет о жизни и смерти. В силу приведенных выше причин, каратэ, на мой взгляд, является необходимым и действенным средством подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. «Нельзя отрицать силу каратэ: все тело становится оружием, способным на то, что непосвященным кажется невозможным», - писал основатель стиля Кёкусинкай Масутацу Ояма, и с этим трудно не согласиться.
|
Адрес: пос. Нахабино, ул. Школьная, д. 5. кв. 83 Телефон: 566-0334 |