ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНОВ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ПЛАН РАБОТЫ

ИНФОРМАЦИЯ

КОНТАКТЫ

ПУБЛИКАЦИИ

 

НА ГЛАВНУЮ

 

 

Академик, доктор педагогических наук, профессор

инструктор по каратэ (3 дан, черный пояс)

подполковник запаса Микрюков В. Ю.

 

ОБЖ: НЕПРАВИЛЬНОЕ ЗНАНИЕ ХУЖЕ НЕЗНАНИЯ

 

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», объявленного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2000 года № 438, в образовательных учреждениях Центрального Окружного Управления Образованием г. Москвы в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» были проведены пятидневные сборы по основам военной службы с юношами последнего года обучения.

Не подвергая сомнению необходимости патриотического воспитания молодежи, в том числе и его составной части военно-патриотического воспитания (Россия во все времена воевала!), хотелось бы высказать несколько критических замечаний по поводу проведенных в июне 2001 года сборов по основам военной службы с юношами последнего года обучения в образовательных учреждения ЦОУО и ряд предложений по организации подобного рода мероприятий.

Прежде всего, что касается организации сборов. Как показала практика, организацией военных сборов со стороны ЦОУО г. Москвы занимались люди малокомпетентные не только в вопросах военной службы, но и в вопросах организации и проведения массовых мероприятий. В результате проведение сборов характеризовалось полнейшей неразберихой в отношении планирования тематики изучаемых вопросов, порядка проведения занятий на базе войсковых частей, посещения военно-учебных заведений.

Следует отметить, что обучение вопросам военной службы предъявляет высокие требования, как в области непосредственного знания военного дела, так и в области применения этих знаний на практике. Однако опыт моего общения с коллегами во время проведения военных сборов показал, что многие из числа преподавателей-организаторов ОБЖ, ответственных за проведение сборов в своих образовательных учреждениях, в армии никогда не служили (в первую очередь это относится к преподавателям-организаторам ОБЖ из числа женщин). Кроме того, среди прошедших военную службу преподавателей-организаторов ОБЖ много тех, кто отслужил еще в рядах Вооруженных Сил СССР. Все это не способствовало качеству проводимых занятий во время сборов.

Теперь что касается самих сборов. Так, приказ об их проведении за № 302, датированный 10.05.01., поступил в образовательные учреждения 14.05.01. При этом согласно приказу необходимо было до 20.05.01. (т.е. менее чем за неделю!) цитирую: «3.1.1. Спланировать и провести педагогические советы, родительские собрания и классные часы с участием представителей районных военных комиссариатов ЦАО по вопросу организации проведения сборов по основам военной службы. 3.1.2. Приказом по образовательному учреждению назначить ответственных за жизнь и здоровье детей, а также за организацию проведения сборов и взаимодействие с районным военным комиссариатом и закрепленной воинской частью из числа преподавателей-организаторов ОБЖ или лиц, исполняющих их обязанности. 3.1.3. Составить списки юношей последнего года обучения, привлекаемых к участию в сборах по основам военной службы. 3.1.4. Копии приказом и списки юношей представить через кураторов школьных округов методисту по ОБЖ и военно-патриотическому воспитанию ЦВПиГВ МКО по ЦАО Наследухову А.В. 3.1.5. Провести инструктаж лиц, ответственных за проведение сборов, а также юношей, привлекаемых к проведению сборов по мерам безопасности с записью в журнал инструктажа по технике безопасности».

В то же время отсутствовала программа военных сборов. Планирование изучаемых вопросов, форм и методов их изучения целиком и полностью было отдано на «откуп» преподавателям-организаторам ОБЖ школ. Лично меня удивляет, как такое планирование могут составить люди из числа преподавателей-организаторов ОБЖ, которые не служили в армии ни одного дня? А таких, как я уже отмечал, оказалось немало.

В этом плане хотелось бы привести в пример организованность и порядок в проведении подобного рода мероприятий в Северо-Западном Учебном Округе, где главным специалистом ОБЖ является ветеран Великой Отечественной войны полковник в отставке Березкин Владимир Яковлевич. Вот где настоящая организация, учет и контроль. Программа и порядок проведения сборов планируются и доводятся до сведения учащихся, их родителей и учителей еще в начале учебного года. Сами сборы проводятся в расположении Кантемировской дивизии с привлечением офицеров дивизии к проведению занятий в течение всего времени, отводимого на сборы, что, само по себе, свидетельствует о высоком качестве проводимых занятий.

Прямо противоположное наблюдалось в Центральном Учебном Округе. Так в день, отведенный для занятий на базе Военного Университета Министерства Обороны, нашей школе, совместно с некоторыми другими школами, было назначено время встречи с представителем военкомата на 9 часов утра на выходе из станции метро «Фрунзенская». Прибыв на место сбора вместе со своими учениками (всего 35 человек) и родителями некоторых учеников, обеспечивающих дисциплину и порядок во время выезда за пределы школы, мы совместно с преподавателями-организаторами ОБЖ и учениками других школ ЦУО г. Москвы в течение часа ожидали прибытие ответственного за сборовые мероприятия на базе Военного Университета МО. После часового ожидания ко мне подошел один из преподавателей-организаторов ОБЖ и передал распоряжение: перейти на противоположную улицу и там ожидать дальнейшего распоряжения. После получасового ожидания нам передали «по цепочке» команду двигаться вдоль улицы и сворачивать налево в открытые ворота. Так, после полуторачасового ожидания, мы, наконец, попали на территорию Военного Университета, где в неорганизованной толпе из учащихся и преподавателей-организаторов ОБЖ, зашедшей в открытые ворота, было объявлено о плане дальнейших действий: всем следовать в спортзал, где для одних учащихся будет прочитана лекция, а для других – организована экскурсия по территории Университета. При этом не было конкретизировано - для учащихся каких школ лекция, а для кого – экскурсия. В результате полнейшей неразберихи, когда курсанты Университета из-за нехватки мест во время лекции таскали табуретки, а школьники, не зная, что им делать, – идти на экскурсию или слушать лекцию «сновали» в спортзал и обратно, занятия прошли на весьма низком уровне. Дополнительные трудности вносил царящий в зале шум и отсутствие микрофона у читающего лекцию представителя Военного Университета.

Вообще-то каждое мероприятие нужно готовить. Так нас всегда учили в армии. В советские времена подготовкой подобного рода мероприятий занимались замполиты. И, надо признать, что в этих вопросах они были на высоте. Сейчас, как показали сборы на базе Военного Университета, этими вопросами в Вооруженных Силах никто не занимается. Заместители командиров (начальников) войсковых частей по воспитательной работе, по-видимому, считают работу с учащимися образовательных учреждений вне их компетенции. Например, ответом на письма школы № 136, адресованные в военные учебные заведения (ВИУ, ВУ МО, ОА ВС РФ, РХБЗ ВУ им. Маршала Тимошенко, РВСН ВА им. Петра Великого), с просьбой о шефской помощи и приглашением офицеров, для того чтобы рассказать выпускникам школы о порядке приема и обучения в расположенных в одном административном округе со школой ввузах, было гробовое молчание. Не участвуют в работе с молодежью высшие военные учебные заведения.

Тогда зачем проводить подобные мероприятия на базе войсковых частей? Чтобы показать, что в некоторых войсковых частях нет порядка? Но об этом и так многие граждане России знают. А если для того, чтобы показать с какими трудностями придется столкнуться с первых шагов будущим курсантам, то цель, можно сказать, достигнута – многие учащиеся старших классов призадумаются: а стоит ли идти в подобное военно-учебное заведение, где нет организованности и порядка.

Конечно, можно и нужно проводить сборы по основам военной подготовки с юношами последнего года обучения в образовательных учреждениях. Но, во-первых, сборы нужно уметь организовывать, а, во-вторых, проводить их должны не учителя школы, а профессиональные военные из числа действующих офицеров российской армии. В этом плане за основу, еще раз повторюсь, должен быть взят опыт проведения подобного рода мероприятий в СЗУО, где главным специалистом ОБЖ является Березкин В.Я.

В противном случае не следует браться за организацию проведения подобного рода мероприятий. «Неправильное знание хуже незнания», - предупреждал еще в XIX веке выдающийся немецкий педагог Дистервег. Поэтому если уж заниматься вопросами военной подготовки молодежи, то заниматься ими следует серьезно, с привлечением компетентных, а не случайных людей, знающих военную службу лишь по рассказам. Для того чтобы обучать военному делу, нужны твердые и систематизированные знания. Даже строевой подготовке очень непросто обучить. Далеко не все офицеры имеют хорошую строевую выправку, а что говорить о "посторонних"? В ней ведь много общего с хореографией, а танцам наших курсантов - сегодняшних офицеров - никогда не учили, воспоминания Б.М. Шапошникова об обучении в военном училище в 1902 году бальным танцам достаточно показательны. Вот и нет чувства красоты движения.

Однако прежде чем заниматься военной подготовкой в общеобразовательных учреждениях необходимо, прежде всего, решение принципиального вопроса о месте военной подготовки в системе школьных предметов. Если изучать вопросы военной службы в рамках курса ОБЖ то, наверное, целесообразно в рамках данного курса изучение того, как противостоять армейской «дедовщине» и произволу начальников в офицерских погонах в мирное время, как обезопасить себя во время боевых действий (умение обращаться с оружием, занимать позицию для стрельбы, окапываться и т.п.), а не заниматься в рамках часов, отведенных на курс ОБЖ, изучением вопросов размещения военнослужащих, обязанностей дневального и дежурного по роте и т.п.

Однако, на наш взгляд, более правильным было бы вынесение вопросов военной службы в отдельный курс, как это было до распада СССР. Тогда можно было в большем объеме и с большей эффективностью изучать вопросы строительства ВС, традиций и символов армии и флота, Уставов ВС РФ, отрабатывать строевые приемы, обучать основам тактики общевойскового боя, огневой подготовки, военной топографии, защиты от ОМП.

При этом должна быть обеспечена заинтересованность школьников в изучении военного дела. «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить», - гласит английская пословица. Поэтому насильственное навязывание школьникам Уставов Вооруженных Сил, строевого шага и т.п. «прелестей» военной службы приведет только к тому, что все большее число выпускников школы будет стараться «откосить» от армии.

В то же самое время, если войсковая часть возьмет шефство над одной из школ, офицеры этой части будут проводить занятия с учениками по обучению их владению оружием, приемам рукопашного боя, делиться с ними впечатлениями о своей службе, да если еще эта часть подарит школе списанное вооружение (а уж о том, с каким интересом мальчишки будут возиться с техникой, я, думаю, говорить не стоит), то, поверьте моему опыту, а я и сам был когда-то мальчишкой и мечтал о погонах и оружии, – из стен этой школы выйдет не один будущий профессиональный военный.

Многие проблемы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе лежат за пределами решения прикладных военных вопросов. Для того чтобы обеспечить качественную подготовку молодежи к выполнению своего конституционного долга и обязанности, необходимо, прежде всего, вернуть любовь и уважение населения России к армии, которые были уничтожены во время горбачевской перестройки и ельцинских реформ. Нынешний системный кризис в России, охватывающий, в том числе и подготовку граждан к военной службе, - это, прежде всего, кризис национального самосознания, кризис морали.

Во все времена в России почитали воина, человека в погонах. Почетом и уважением пользовались дружинники Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Александра Невского, воины Петра I, Суворова, Кутузова, солдаты и офицеры Великой Отечественной. «Армия и флот, - писал в свое время известный русский мыслитель И.А. Ильин, - есть сосредоточение волевой силы моего государства, оплот моей Родины, воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения…».

Средствам массовой информации и агентам влияния пришлось немало потрудиться над тем, чтобы наряду с культурными и историческими ценностями и традициями вытравить у российских граждан уважение к военнослужащим, разъединить народ и армию. Деидеологизация основательно разрушила все духовные ценности российских граждан, в том числе уничтожила и боевой дух российской армии.

Поэтому одним из ключевых компонентов подготовки граждан к военной службе в современных условиях является решение проблемы «морального фактора», идеологии России как государства-нации-общества. Многие успехи бывшего СССР были обусловлены исключительно чувством морального долга, энтузиазмом, идеей. Многое из того, что должно быть сделано в России в плане подготовки граждан к военной службе может быть сделано только на этих чувствах и настроениях.

В настоящее время по своему моральному состоянию молодежь не готова к самопожертвованию во имя любви к Родине. Этому во многом способствовала кампания очернения Советской Армии, возвеличивания подвигов немецких войск в годы II мировой войны (вспомните публикации о немецких ассах, имевших на боевом счету 300 сбитых самолетов, без уточнения, что многие из этих самолетов были фанерными и сбивались на аэродромах или на взлете, а не в воздушном бою), преувеличения заслуг американцев и англичан в победе над фашизмом, прославления американского оружия, восхваления операции «Буря в пустыне» и т.д. Находясь в рядах Вооруженных Сил, я был свидетелем того, как с экранов телевизоров некоторые ведущие полушутя-полусерьезно недоумевали по поводу того, зачем было побеждать немцев – надо было сдаться, и жили бы сейчас в достатке, издевались над подвигом Александра Матросова - был пьяным и поскользнулся, глумились над жертвами Великой Отечественной – завалили немцев своим мясом и т.д. И в том, что сейчас некоторые российские военнослужащие продают своих товарищей по оружию чеченским бандитам немалая заслуга отечественных СМИ – это они так воспитывали подрастающее поколение: все продается и покупается.

За годы перестройки и реформ Россия в прессе, на телевидение и по радио можно было прочитать, увидеть и услышать только негативные моменты из прошлого и настоящего страны, ее Вооруженных Сил. Делалось все возможное, для того чтобы очернить российскую историю. Для этого использовалась фальсификация истории войн и вооруженных конфликтов с участием российских и советских войск, нечистоплотные измышления по фактам жизни политических и военных деятелей России/СССР, бредовые идеи насчет гегемонистических устремлений русского народа. Мировыми тиражами публиковались книги и воспоминания изменников Родины В.Резуна, О.Гордиевского, В.Шевченко и др. Надо сказать, что этот процесс не прекращен и в настоящее время. Например, не так давно вышла в свет «Энциклопедия военного искусства», в которой практически ни слова не сказано о военном искусстве как таковом (достаточно ознакомиться с ее содержанием: глава 1. Кризис в Венгрии, глава 2. Берлинский кризис, глава 3. Вторжение СССР в Чехословакию, глава 4. Кризис в Польше, глава 5. Румынская революция и т.д.), зато есть «интересное» описание того, как «полковник вооруженных сил Республики Ичкерия» Басаев «укрепившись по всем правилам военного искусства в здании больницы (г. Буденновск), провел на территории противника диверсионную акцию, адекватную тому, что творили федеральные войска в Чечне» в результате которой «батальон Басаева с триумфом вернулся в Чечню, униженный и оскорбленный Кремль был вынужден де-факто признать Дудаева лидером Ичкерии, а Степашина на посту директора ФСБ сменил Барсуков». Как говорится, без комментариев.

Поэтому населению страны необходима государственная защита, прежде всего, в моральном плане от клеветнических измышлений, инсинуаций и откровенной лжи со стороны недобросовестной и продажной части политических аналитиков, журналистского и телевизионного корпуса страны. Необходимо создание атмосферы нравственности в стране и обществе, без которой невозможно воспитание конструктивного оборонного сознания молодежи, создание заслонов и преград разрушительной деятельности врагов России и их агентов влияния. Необычайно важную роль на этом пути должна сыграть реформа патриотического воспитания россиян.

Для многих патриотическое воспитание почему-то связано только лишь с военно-патриотическим воспитанием. На мой взгляд, тема патриотического воспитания гораздо шире и, помимо военно-патриотического воспитания, включает в себя и многие другие важнейшие вопросы, связанные со знанием устройства государства, его истории, его символов и традиций. Патриотическое воспитание неотделимо от семейного воспитания, когда родители, воспитывая своих детей в духе любви к своим родственникам, должны учить их любить и свою Родину, и свой народ.

А то у нас очень часто получается парадоксальная картина, когда на уроках в школе учат одному, а дома, в семье совсем другому. Например, на уроке изучают конституционную обязанность граждан по защите Отечества, а дома мать говорит сыну: «Ни в какую армию ты не пойдешь, не для этого я тебя растила». Не понимают (я не говорю об «агентах влияния», они-то как раз понимают, что делают), многие родители и их дети, что любая страна, если она не обладает хорошо обученными воинами, обречена на то, чтобы быть вассалом другого, имеющего сильные армию и флот, государства или коалиции государств. И, наоборот, «нет государства сильнее, счастливее и славнее, чем то, которое богато обученными воинами», - еще в древности свидетельствовал великий полководец и государственный деятель Вегеций. «Кто может сомневаться, что военное искусство является выше всего: ведь им охраняются свобода и достоинства государства, защищаются провинции, сохраняется империя», - напутствовал он.

Поэтому готовить защитников Отечества надо не на сборах по военной подготовке с юношами последнего года обучения, подобно тем, что были организованны ЦУО г. Москвы в 2001 году и не по школьной программе, которую навязывают главный специалист ОБЖ г. Москвы Сюньков и его последователи. («Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным», - свидетельствует китайская пословица). Начинать патриотическое воспитание нужно с «материнской» (по определению Я.А. Коменского) школы, с детского сада, с первого класса.

Реформа патриотического воспитания должна свершиться в умах и сердцах людей нашей страны. Уже давно пора понять, что кроме нас самих никто не защитит страну от внешних и внутренних угроз. Уже давно пора возродить былую славу нашей доблестной армии во все времена являвшейся защитницей своего народа, его неотделимой частью. В этом плане целесообразно возродить традицию, когда в России дети дворян и служивых людей с момента их рождения записывались в армейские части. Позже из воспитанников этих частей вырастали талантливые полководцы. Один пример Суворова чего стоит!

На мой взгляд, в настоящее время должен быть открыт свободный доступ для всех граждан страны по записи своих детей в войсковые части. И уже сами войсковые части должны решать: кто из родителей достоин того, чтобы их дети были зачислены в их списки. Естественно, без всяких условий в войсковые части должны быть записаны дети военнослужащих, вне зависимости от их пола, проходящих или проходивших службу в конкретной войсковой части, естественно, при желании самих родителей.

В свою очередь войсковые части должны нести ответственность за зачисленных в ее списки детей. Для этого необходимы периодические встречи представителей войсковых частей со своими воспитанниками. Так, например, во время летних каникул могут быть организованы сборы детей на базе войсковых частей. Сделать это не так уж сложно. Много ли детям надо? Топчан на ночь, да солдатскую кашу на обед. А уж заниматься они будут с полной отдачей, поверьте моему опыту. А какая польза от такого шефства! Вот Вам и связь народа с армией, и воспитание подрастающего поколения, ограждение их от пагубного влияния «улицы» наркотиков, алкоголя и т.п. Вот Вам и резерв будущих офицеров и готовые сержанты для войсковой части, в том случае если воспитанники войсковых частей не захотят поступать в военное училище, то смогут прийти для выполнения своего конституционного долга туда, где им все знакомо и где все их знают. И учить их не надо, и проблема с «дедовщиной» маловероятна. Не будут же старослужащие солдаты издеваться над теми, кого они опекали.

А приступать к реформе патриотического воспитания, как я уже отмечал, нужно со средств массовой информации. Об их способности «промывать» мозги подрастающему поколению много говорить не приходится. Необходимо разобраться и с агентами влияния, псевдопатриотами, а то и откровенными дегенератами, которые на словах ратуют за армию, а на деле только способствуют ее дискредитации, распространяя через средства массовой информации идеи, дискредитирующие смысл, ценность и социальную значимость военной службы, ее престиж, пропагандируют западные стандарты отношения к жизни на базе коммерции, индивидуализма, эгоцентризма. При этом следует иметь в виду, что люди, десятилетиями привыкшие верить отечественным средствам массовой информации, недостаточно подготовлены к критическому восприятию лживой негативной информации о Вооруженных Силах своей страны.

Но не занимаются этим государственные чиновники. Им проще компилировать и включать в учебные пособия выжимки из Уставов Вооруженных Сил. Мне всегда хотелось спросить этих людей: «А как вы посмотрите в глаза тем молодым людям, которые, изучив в школе по вашим учебным пособиям требования воинской дисциплины, права и обязанности солдата и, затем, по призыву на военную службу, придя в казарму, будут «прописаны», а по простому избиты их же сослуживцами?». Вот и будут им тогда и Уставы и строевая и патриотическое воспитание все вместе взятые. Или вы об этом не знаете и не слышали? Так спросите у тех, кто служил или кто служит. И кому больше поверят: Вам или вернувшимся со срочной службы друзьям и приятелям старшеклассников, которым вы рассказываете о правах, свободах и гарантиях социальной защиты военнослужащих? И как вы посмотрите в глаза тем, кого вы учили одному, а на деле они получили совсем другое? Впрочем, я понимаю, что мой вопрос останется без ответа.

Поэтому для качественной подготовки граждан Российской Федерации к военной службе необходимо, прежде всего, чтобы этими вопросами занимались компетентные люди, а не дилетанты из ЦУОУ г. Москвы. «Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным», - повторю я слова китайской пословицы. Закончить же тему мне хотелось бы словами А.П. Чехова: «… Сила и спасение народа в его интеллигенции, в той, которая честно мыслит, чувствует и умеет работать…».

   

Адрес: пос. Нахабино, ул. Школьная, д. 5, кв. 83

Телефон: 566-0334