ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНОВ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ПЛАН РАБОТЫ

ИНФОРМАЦИЯ

КОНТАКТЫ

ПУБЛИКАЦИИ

 

НА ГЛАВНУЮ

 

 

Академик, доктор педагогических наук, профессор                                                   

инструктор по каратэ (3 дан, черный пояс)

председатель спортивного клуба каратэ

В.Ю. Микрюков

ОБЖ: чему и как учить

В статье приводится ряд критических замечаний по содержанию существующих программ, учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ, методов и форм обучения ОБЖ и вносится ряд предложений по повышению качества и эффективности обучения данному курсу в общеобразовательных учреждениях.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе, согласуясь с требованиями и условиями нашей жизни. Но до сих пор не устоялась программа курса, добавляются новые разделы, все время расширяется перечень плановых тем. При этом, как я уже неоднократно отмечал в своих статьях и выступления по вопросам ОБЖ, в существующих программах по этому курсу есть много лишнего, ненужного, данного как бы про запас, на всякий случай и, в то же время, многие вопросы, оказывающие влияние на жизнь и безопасность граждан, остаются за рамками курса.

К примеру, ни одной программой по ОБЖ не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным и умственным развитием учащихся. В то же время, как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Конечно, знать основополагающие принципы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях нужно, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность, т.к. нет и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой можно было бы не задумываясь выбрать нужный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.

Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсе ОБЖ вопросов, связанных с развитием сообразительности, смекалки и т.п. качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Следует заметить, что эти качества необходимы и для того, чтобы противостоять различного рода мошенникам и сектантам, демагогам и шарлатанам, нашедшим благодатную почву на нашей земле.

Не менее важной составляющей безопасности жизнедеятельности людей является умение управлять своими эмоциями. Очень часто несдержанность, гнев, грубость становятся не только причиной неудач в жизни, карьерном росте, но и основой конфликтов, чреватых тяжкими последствиями для здоровья и самой жизни.

Немаловажную роль в жизни каждого человека играет умение правильно относиться к ошибкам и неудачам, которые бывают у всех на жизненном пути, умение извлекать пользу из каждой ошибки и неудачи, а не «зацикливаться» на них, превращая в преграду для нормальной жизнедеятельности. Сильная воля, умение добиваться поставленной цели, преодолевать трудности и верить в собственные силы, - вот то, что, в первую очередь, необходимо людям в наше время для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Правильная организация рабочего дня, гигиенический режим труда и отдыха, умение управлять своим временем также неразрывно связаны с безопасностью жизнедеятельности. «Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь», - писал А. Лэкейн. «Самое важное в Вашей жизни – это, в конечном счете, Ваше время», - отмечал он.

А такое важное умение, как умение выступать публично. «Уста человека спасают его, но речь его может и погубить», - записано в книге для чтения Древнего Востока. И тому подтверждения – многочисленные жизненные примеры.

Общеизвестно также, что причиной многих несчастных случаев являются простая невнимательность и слабая память. Поэтому-то так важно человеку для обеспечения безопасности жизнедеятельности развивать свое внимание и укреплять свою память.

К сожалению, многие из вышеперечисленных вопросов не только не входят в программу курса ОБЖ, но и не изучаются на уроках и лекциях по другим предметам обучения. А вот то, что входит во все существующие программы и учебники по курсу ОБЖ, так это вопросы по основам военной службы. Причем сделано это на самом примитивном уровне – путем компиляции Уставов Вооруженных Сил.

В нашей стране нет обязательной службы в армии для всех категорий граждан, как, например, на Кубе или в Израиле, где наряду с юношами свой воинский долг и обязанность должны исполнять и девушки. Наша страна провозгласила курс на профессиональную армию. Так зачем поголовное изучение в школе таких вопросов, как: сколько краников или писсуаров должно быть в казарме или зачем нужны знания общевоинских уставов, например, обязанностей дежурного по роте? Для общей эрудиции? Поверьте моему профессиональному опыту, а я прослужил в армии более 22-х лет от рядового до подполковника, знания о количестве кубометров воздуха, положенных по Уставу на одного военнослужащего или знания о том как должны стоять кровати в казарме, может быть, кому-то и интересны, но на практике, во-первых, эти требования очень часто не соблюдаются, а, во-вторых, вряд ли чем-нибудь могут помочь в экстремальных ситуациях. А вот вопросы, напрямую связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в армейских условиях, например о том, как уберечься от «дедовщины» или произвола начальников в офицерских погонах, в программах и учебниках по ОБЖ даже не упоминаются, как будто таких проблем в армии и не существует вообще. А ведь общеизвестно, что большинство случаев смерти солдат в мирное время напрямую связано с «дедовщиной».

Вообще, у меня всегда вызывало недоумение: почему только вопросы военной безопасности включены в курс ОБЖ. Военная безопасность – одна из составляющих национальной безопасности. Помимо военной существует и внутренняя безопасность (противопожарная оборона, охрана общественного порядка, борьба с преступностью и терроризмом, обеспечение здоровья граждан страны и предотвращение демографической катастрофы и др.), а еще есть информационная, экологическая, экономическая и др. безопасность. Есть безопасность, которая обеспечивается органами ФСБ, ФПС и таможенным контролем – заслон на пути контрабанды наркотиков, предотвращение разграбления страны путем вывоза из нее капиталов, культурных ценностей, природных и других богатств. Есть еще и международная безопасность, обеспечиваемая совместными усилиями в рамках ООН, ОБСЕ и других мировых сообществ, – предотвращение природно-техногенных катастроф, решение глобальных экологических проблем, борьба с терроризмом и др. Однако все эти вопросы, за исключением, повторюсь, военной безопасности страны, авторы программ и учебников по ОБЖ почему-то оставляют без внимания.

Вместе с тем следует заметить, что в настоящее время в России на первый план выходят задачи обеспечения внутренней безопасности – духовно-нравственной, экологической, экономической, борьба с терроризмом, преступностью. Весь мир давно уже понял, что победить Россию военной силой невозможно. Поэтому против нее стали использовать идеологические, экономические и другие невоенные методы борьбы. «Мы бросим все силы на оболванивание людей... Акт за актом будет разыграна трагедия гибели самого непокорного на земле народа... Начнем... вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. В управлении государством создадим хаос и неразбериху... Честность и порядочность подвергнутся осмеянию и перестанут быть нужны... Будут культивироваться хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания... предательство, национализм и вражда между народами, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу... Вырвем духовные корни, уничтожим основы народной нравственности. Главную ставку сделаем на молодежь, начнем разлагать, развращать, растлевать ее; превратим их в циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и осуществим», - наставлял директор ЦРУ Аллен Даллес в начале «холодной» войны.

И, как показала история, эта стратегия увенчалась успехом. Ее результатом стал распад мировой системы социализма, организации Варшавского Договора, СССР, попадание в экономическую зависимость от США и стран Западной Европы многих бывших социалистических республик. Однако с распадом СССР «холодная» война против России со стороны Запада не закончилась. Теперь ее целью стал распад Российской Федерации, получение беспрепятственного доступа к ее богатейшим природным ресурсам, превращение территории страны в свалку для радиоактивных и других видов отходов, а населения – в источник дешевой рабочей силы, находящейся в полной зависимости от «подачек» со стороны Запада.

Для достижения этой цели не нужна военная сила, нужны агенты влияния и СМИ, оболванивающие народ, нужны олигархи, грабящие страну, нужны алкоголь и наркотики, превращающие людей в послушных животных, необходимо, наконец, разжигание внутренних противоречий (национальных, религиозных, имущественных и др.), рост преступности, децентрализация государственного управления и т.п. Однако, повторюсь, ни в одном учебнике по ОБЖ Вы не найдете материала, о том, как обеспечить национальную безопасность, кроме как военной силой.

С другой стороны, обеспечение национальной и личной безопасности, - это совершенно разные понятия. Их нельзя смешивать друг с другом. Личная безопасность основана на самосохранении, а национальная – на самопожертвовании ради жизни других людей.

Поэтому, прежде всего, нужно определиться с тем, что включать в план изучения в рамках курса ОБЖ, а что в рамках других предметов и курсов, и не смешивать несовместимое. Как говорил наш Президент «мухи отдельно, котлеты отдельно». Нельзя, с одной стороны, обучать тому, как обезопасить свою жизнедеятельность, а с другой, - учить тому, как убивать других и жертвовать собой ради свободы и независимости. Поэтому вопросы военной службы, на наш взгляд, более правильным было бы вынести в отдельный курс, как это было до распада СССР. Тогда можно было в большем объеме и с большей эффективностью изучать вопросы строительства Вооруженных Сил, традиций и символов армии и флота, Уставов ВС РФ, отрабатывать строевые приемы, обучать основам тактики общевойскового боя, огневой подготовки, военной топографии, осуществлять военно-патриотическое воспитание.

Говоря о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе необходимо отметить и тот факт, что в настоящее время физическое здоровье учащихся значительно снизилось. Практически каждый третий выпускник школы освобождается или получает отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Тем не менее, в армию и на флот попадает много больных, духовно и нравственно не подготовленных к военной службе, что создает дополнительные трудности, приводит к неоправданным расходам и жертвам.

Поэтому, прежде всего, в школах необходимо заняться вопросами укрепления и поддержания здоровья учащихся, в том числе и духовного. В этом плане большую пользу могли бы оказать занятия боевыми искусствами, которые способствовали бы «оздоровлению», как физическому, так и нравственному, многих учащихся.

Опыт моей работы позволяет говорить, что занятия боевыми искусствами, - это дополнительное воспитание учащихся, это формирование у детей, подростков, молодежи уважительного отношения к Учителю, женщине, вообще к окружающему их миру. Ведь на занятиях боевыми искусствами учат не только почтению к старшим, наставникам, но и к бережному отношению ко всему тому, что окружает человека. Так, например, все входящие в зал для занятий боевыми искусствами обязаны поприветствовать его, а после занятий поблагодарить зал за то, что он дал им возможность позаниматься. Разве такое воспитание будет способствовать тому, чтобы учащиеся ломали мебель в школе, разрисовывали стены и столы, портили учебники?

Другой положительный момент, связанный с занятиями боевыми искусствами в школе, - это их самоорганизующая роль. Занятия боевыми искусствами дают учащимся энергию, волю, умение довести начатое дело до конца.

А тому, какую важную и неоценимую помощь дают занятия боевыми искусствами учителям школ в плане поддержания дисциплины среди учащихся могут служить многочисленные примеры, когда отъявленные хулиганы по истечении некоторого времени занятий в школе боевых искусств, становились помощниками учителей в поддержании дисциплины и порядка на уроках. В целом, для учителей школ, боевые искусства – это дополнительный «рычаг» по поддержанию дисциплины, один из способов воздействия на учащихся, склонных к ее нарушению. На собственном опыте знаю, какой страшной угрозой становится для учеников предупреждение об отчислении из клуба, если не прекратятся жалобы со стороны учителей на их дисциплину и успеваемость.

В силу приведенных выше причин, боевые искусства, на мой взгляд, являются необходимым и действенным средством подготовки учащихся к военной службе. Следовательно, есть смысл включить в образовательную программу занятия боевыми искусствами. Такой опыт есть. И не без успехов, не без пользы дела. Такие программы действуют и в Китае, и в Японии, и в Корее. К примеру, в Японии еще в 1902 году (более века назад!) в школах было введено обязательное преподавание каратэ-до стиля Шотокан. Был такой опыт и у нас, когда, например, бокс входил в программу обучения кадетов суворовских училищ, а дзю-дзюцу – юнкеров военных училищ.

Поэтому я хотел бы предложить Министерству образования ввести в программу обучения школьников отдельную дисциплину «Боевые искусства», а не пытаться «впихнуть» в рамки курса по ОБЖ изучение отдельных приемов самозащиты. А то ведь дело доходит до абсурда, когда по программе ОБЖ для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений предусмотрено обучение приемам самозащиты в течение аж 8 часов, из них 2 часа – на изучение приемов самозащиты от вооруженного противника. (Для справки, в школе Дзёсинмон-Шоринрю, стиль которой принят на вооружение сотрудниками МВД, обучать учащихся школ приемам противодействия вооруженному противнику начинают не ранее как после 6 лет занятий и получения квалификации 1 кю, т.е. после овладения базовой техникой и умением вести поединок с безоружным противником).

К чему могут привести попытки применить «изученных» в течение двух часов приемов самозащиты от вооруженного противника, когда, по, мнению некоторых авторов программ и учебников по ОБЖ, ученик или ученица могут смело действовать против ножа, а при попытке достать пистолет «мгновенно обезоружить» любого, посмелевшего это сделать, - об этом лучше и не думать. Автору стало не по себе, когда он первый раз прочитал об этих приемах и представил себе своих учениц 11-х классов, с которыми проводил занятия по физкультуре, - как они лихо выбивают ножи, да что там ножи – пистолеты из рук противника. Ведь преступники достают оружие не для того чтобы только его показать и уж, наверное, умеют с ним обращаться, если носят его с собой. Печальный опыт израильских спортсменов в 1972 году в Мюнхене наглядно это показал. А ведь эти спортсмены были не дилетанты, а являлись членами сборной страны по борьбе и боксу.

Наряду с отмеченными недостатками, анализ содержания учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ показал следующее.

Во-первых, пишут эти учебники, как выяснилось, в основном, люди, никогда не преподававшие курс ОБЖ ни в школе, ни в вузе. Поэтому по изложению эти учебники ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенного как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Структура этих учебников произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. Некоторые темы в этих учебниках описаны весьма подробно (например, такие темы, как «Воинская обязанность граждан и военная служба», «Устойчивость работы промышленных объектов»), другие же упоминаются лишь вскользь или не упоминаются вообще (например, такие темы, как «Взаимоотношения между людьми», «Духовное и умственное развитие», «Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий, во время общественных беспорядков, в случае захвата в качестве заложника, при совершении или угрозе совершения теракта», «Необходимые знания закона» и др.). При этом целесообразность той или иной темы этими авторами не исследовалась. Ряд тем, явно не связанных с концепцией курса, дается как бы «на всякий случай», «для общего развития» (например, такие темы, как «Запас Вооруженных Сил», «Оценка устойчивости работы промышленных объектов» и т.п.). При изложении материала больше внимания в этих учебниках отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточная информация делает материал этих учебников трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся.

Вместо описания конкретных действий в той или иной чрезвычайной ситуации (землетрясении, пожаре, аварии на промышленном предприятии и т.п.) основное внимание в этих учебниках и учебных пособиях уделяется изучению истории вопроса, физическим основам того или иного процесса (горения, электрической проводимости и т.п.), анализу причин возникновения того или иного явления природы (землетрясения, цунами, тайфуна и т.п.) и т.д. Безусловно, знать эти вопросы надо, однако есть целый ряд учебных дисциплин, в которых они изучаются и должны изучаться (история, химия, физика, география и др.). А в тех случаях, когда возникла экстремальная ситуация, связанная, например, с землетрясением, нужно уметь правильно действовать, а знание того, какое самое разрушительное землетрясение произошло за последние 20 лет, в этом случае вряд ли будет полезным.

Следует также отметить, что из многих учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ исчезли вопросы, связанные с защитой от оружия массового поражения. Да, конечно, современный многополярный мир не предполагает, как в прошлом веке, открытого военного противостояния между двумя сверхдержавами и военно-политическими блоками. Но значит ли это, что обучение учащихся вопросам защиты от ОМП стало ненужным? Взрывы жилых многоэтажных домов в России, уничтожение зданий Всемирного торгового центра и других объектов в США, а также другие масштабные террористические акты последних лет свидетельствуют, что на смену государственно-политической вражде пришла новая опасность – международный терроризм. Международные террористы не останавливаются ни перед чем. И если в их руки попадет оружие массового поражения, то они без тени сомнений воспользуются им. Это подтверждается последними публичными заявлениями террористических лидеров. Исходя из этого, становится ясно, что необходимость подготовки учащихся в области защиты от оружия массового поражения не утратила своей актуальности и сегодня.

Таким образом, реалии современного мира требуют коренного пересмотра содержания существующих программ, учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ.

Однако, наряду с содержанием, немаловажную роль в достижении цели преподавания курса ОБЖ играет предвидение и отбор целесообразных перспективных методов и форм обучения в условиях высокодинамичного социального и научно-технического прогресса, развития собственных возможностей общеобразовательных учреждений и возможностей педагогической науки и практики.

Основными методами обучения ОБЖ в школе, на наш взгляд, должны стать методы наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (а не словесные, как в большинстве школ!). Меньше всего времени в изучении курса ОБЖ следует уделять словесным методам. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!», но еще лучше в данной ситуации: «Лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется». Конечно, сложно (а в некоторых случаях и невозможно) смоделировать практические действия, например, при землетрясении, урагане, аварии. Но надевание противогаза, отработка приемов самозащиты от безоружного и вооруженного противника, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, наложение повязок, работа с ВПХР (войсковым прибором химической разведки) и дозиметром должны быть освоены практически на уровне навыка.

Выбор формы занятия зависит от темы. Если изучение тем «Физическое совершенствование», «Основы закаливания», «Гигиена питания», «Техника массажа», «Гигиенический режим труда и отдыха», «Борьба с вредными привычками», «Самосовершенствование», «Духовное и умственное развитие», «Основы взаимоотношений с людьми», «Меры безопасности в повседневной жизни» возможно в классно-урочной форме, то обучать оказанию первой помощи при ранениях, травмах и несчастных случаях, самозащите и защите граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц целесообразно в индивидуально-групповой форме, а самоспасению и спасению пострадавших в чрезвычайных ситуациях – с использованием различных форм обучения: индивидуально-групповой, классно-урочной, экскурсий, консультаций.

Для качественного изучения курса ОБЖ целесообразно организовать посещение учащимися одного из управлений ГО и ЧС, отделения милиции, поста ГИБДД, пожарной части, медицинского учреждения. Только там можно получить наглядное представление о работе по ликвидации последствий аварий, обеспечению безопасности на улице, тушению пожаров, оказанию помощи при травмах и несчастных случаях.

Одно-, двухдневный поход под руководством преподавателя поможет учащимся пообщаться с природой, отработать действия по сигналам тревоги, преодолению различных препятствий, поучаствовать в военно-спортивных, пожарно-прикладных играх.

Решить многие проблемы в изучении курса ОБЖ поможет широкое привлечение к школьным урокам специалистов из Минобороны, Минздрава, МВД, МЧС. Как показал наш опыт, представители этих организаций с удовольствием идут на контакты с учащимися, а их уроки отличаются высоким профессионализмом. К сожалению, этот огромный потенциал большинство школ не использует. Конечно, не во всех населенных пунктах есть управления ГО и ЧС или войсковые части, но ведь во всех поселках есть милиция, пожарная охрана, сотрудники которых вряд ли откажутся провести занятия со школьниками и поделиться с ними своим опытом. Активное налаживание взаимодействия школы с организациями и ведомствами, так или иначе связанными с обеспечением безопасности, позволит многим учащимся пройти стажировку в этих организациях и под руководством опытных наставников приобрести необходимые знания, навыки и умения.

Оснащение школы необходимыми тренажерами и оборудованием – еще одна из важных тем разговоров не только преподавателей ОБЖ, но и учителей физики, химии, информатики, физической культуры. Следует заметить, что многие из них заявляют: «Дайте нам оборудование, а уж тогда-то мы будем проводить занятия на самом высоком уровне». Но так ли это? Поверьте нашему опыту – чтобы показать, как накладывать повязку, как применить тот или иной прием самозащиты от невооруженного и вооруженного противника, тренажеры не нужны. Они не нужны и для того, что отработать действия по сигналам тревоги при аварии, угрозе захвата заложников, обнаружении подозрительных предметов, во время общественных беспорядков и т.п.

Со временем, безусловно, некоторые тренажеры и оборудование можно изготовить силами самих учащихся в школьных мастерских. Что-то из тренажеров и оборудования можно приобрести или изготовить с помощью родителей учащихся, обладающих определенными возможностями. Ну и, конечно же, большую помощь могут оказать (и оказывают!) организации и учреждения, непосредственно заинтересованные в подготовке будущих специалистов, чья деятельность будет связана с риском для жизни (воинские и пожарные части, отделения милиции, управления ГО и ЧС и др.). Мои неоднократные обращения в эти организации никогда не оставались без внимания. Противогазы, бинты, ВПХР, дозиметры я получал из «знакомых» нам войсковых частей. Большую помощь в обеспечении школы средствами пожаротушения оказывала и пожарная часть. Не обходила нас вниманием и районная управа. Я считаю, что и любая местная администрация окажет помощь местной школе, надо только напомнить ей, что она должна заботиться о безопасности жизни жителей своего района. Главное – побольше собственной инициативы и поиск людей и организаций, которые в силах помочь школе.

А ведь школе и немного надо. Например, бинты мы использовали на уроках многократно (чтобы отработать приемы наложения повязок, стерильность не нужна). Многократно использовались и списанные огнетушители, но уж в реальной обстановке проблем с использованием «боевых» огнетушителей учащимися, которые многократно применяли «учебные», я думаю, не возникнет.

Правда, уместно заметить, что организации, даже заинтересованные в подготовке будущих специалистов для воспроизводства своих кадров, не всегда проявляют инициативу во взаимодействии со школами: они ждут, когда школы обратятся к ним с предложением о сотрудничестве. Не участвуют в работе с молодежью и высшие военные учебные заведения. В то же время желание некоторых военачальников обеспечить приток в армию молодого пополнения за счет реанимирования в школах начальной военной подготовки приводит только к большему отторжению молодежи от армии. Школьников нужно заинтересовать, а навязывание им Уставов Вооруженных Сил, строевого шага и других «прелестей» военной службы приведет только к тому, что все большее число выпускников школы будет стараться не попасть в армию.

В то же время, если войсковая часть возьмет шефство над одной из школ, если офицеры этой части будут проводить занятия с учениками по обучению владением оружия, приемам рукопашного боя, да еще если эта часть подарит школе списанное вооружение (а с каким интересом мальчишки возятся с техникой и говорить не стоит), то, поверьте моему опыту (сам, когда был мальчишкой, мечтал о погонах и оружии), - из стен этой школы выйдет не один будущий профессиональный военный.

Одним из действенных методов обучения ОБЖ является стажировка в должности, которая предполагает привлечение учащихся старших классов к работе по оказанию помощи специалистам МЧС по ликвидации последствий аварий, милиции – по поддержанию общественного порядка, пожарным – по контролю за соблюдением мер пожарной безопасности, врачам и медсестрам – по уходу за больными.

Где, как не в реальной практической работе по оказанию помощи спасателям, милиции, пожарным, врачам и медсестрам можно отработать темы, напрямую связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности? Эта помощь принесет двойную пользу: с одной стороны, будет способствовать обеспечению безопасности окружающих людей, а, с другой, - практически подготовит школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях.

По результатам стажировки должен быть получен отзыв на каждого учащегося из организаций, в которых они проходили стажировку и оценка за нее должна учитываться при выставлении итоговой оценки по курсу ОБЖ в аттестат зрелости, а отзыв организации – в характеристике выпускника школы.

Так же, как и стажировка, постоянное членство в «профильной» организации, привлечение учащихся к работе в одном из военно-спортивных клубов, обеспечивают качественное обучение ОБЖ. Эта работа может быть организована как на базе школы (например, так было в московской школе № 320, где мои ученики занимались в секции по изучению боевых искусств и даже привлекались к выступлению в составе сборной команды страны на чемпионате Евразии), так и на базе организаций, непосредственно связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности (РОСТО, спортивное общество «Динамо», клубы «Юный пожарный», «Турист» и др.), а также на базе «заинтересованных» министерств и ведомств.

Следует отметить еще один из методов обучения ОБЖ – проведение сборов. В настоящее время на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», объявленного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2000 года № 438, в общеобразовательных учреждениях в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» проводятся сборы по основам военной службы с юношами последнего года обучения.

Не подвергая сомнению необходимости подобных сборов, хотелось бы высказать несколько критических замечаний и ряд предложений по организации подобного рода мероприятий.

Прежде всего, что касается организации сборов. Как показала практика, организацией военных сборов занимаются люди малокомпетентные не только в вопросах военной службы, но и в вопросах организации и проведения массовых мероприятий. В результате проведение сборов характеризуется неразберихой в отношении планирования тематики изучаемых вопросов, порядка проведения занятий на базе войсковых частей, посещения военно-учебных заведений.

Следует отметить, что обучение вопросам военной службы предъявляет высокие требования, как в области непосредственного знания военного дела, так и в области применения этих знаний на практике. Однако опыт моего общения с коллегами во время проведения военных сборов показал, что многие из числа преподавателей-организаторов ОБЖ, ответственных за проведение сборов в своих образовательных учреждениях, в армии никогда не служили (в первую очередь это относится к преподавателям-организаторам ОБЖ из числа женщин). Все это не способствует качеству проводимых занятий во время сборов.

«Неправильное знание хуже незнания», - предупреждал еще в XIX веке выдающийся немецкий педагог Дистервег. Поэтому если уж заниматься вопросами военной подготовки учащихся, то заниматься ими следует серьезно, с привлечением компетентных, а не случайных людей, знающих военную службу лишь по рассказам. Для того чтобы обучать военному делу, нужны твердые и систематизированные знания. Даже строевой подготовке очень непросто обучить. Далеко не все офицеры имеют хорошую строевую выправку, а что говорить о "посторонних"? В ней ведь много общего с хореографией, а танцам наших курсантов - сегодняшних офицеров - никогда не учили, воспоминания Б.М. Шапошникова об обучении в военном училище в 1902 году бальным танцам достаточно показательны. Вот и нет чувства красоты движения.

Мы не должны забывать еще об одном – о заинтересованности школьников в изучении военного дела. «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить», - гласит английская пословица. Поэтому насильственное навязывание школьникам Уставов Вооруженных Сил, строевого шага и т.п. «прелестей» военной службы приведет только к тому, что все большее число выпускников школы будет стараться «откосить» от армии.

Конечно, можно и нужно проводить сборы по основам военной службы. Но когда это делать? Давайте обратимся к исследованиям. Так, по данным исследования доктора педагогических наук Сахарова В.Ф. следует, что больше половины учащихся (52%) выбирают специальность еще в средних классах (5-8), 15% - в 9 классе и 33% при переходе в 10 класс. Так зачем проводить сборы по основам военной службы с юношами последнего года обучения, когда они уже определились с выбором своей профессии и большинство из них не связывает с армией свою дальнейшую деятельность, считая военную службу препятствием на пути достижения поставленной цели? Может быть, есть смысл проводить эти сборы с учащимися 5-8 классов, когда не все учащиеся сделали свой профессиональный выбор?

Может быть, есть смысл проводить сборы не только на базе войсковых частей, но и на базе органов МВД, МЧС, других организаций и ведомств, осуществляющих защиту национальных интересов? Может быть, есть смысл проводить сборы не единожды с юношами последнего года обучения, а каждый год, начиная с 5-го класса? Тем самым можно решить сразу две проблемы – ознакомить учащихся со всеми профессиями по защите Родины и занять их досуг в дни школьных каникул.

А вообще, готовить защитников Отечества надо не на сборах по военной подготовке. Начинать патриотическое воспитание нужно с «материнской» (по определению Я.А. Коменского) школы, с детского сада, с первого класса. И не путем бездумного изучения материала, скомпилированного из Уставов ВС РФ, а путем изучения истории и традиций защитников Отечества – российских воинов, милиционеров, пожарных, таможенников и др.

Необходимо также определить место патриотического воспитания в системе школьных предметов. На мой взгляд, тема патриотического воспитания должна быть либо включена в такие предметы, как история и граждановедение, либо быть выделена в отдельный предмет. Так, например, при изучении истории можно и должно говорить о патриотах России, а при изучении граждановедения, наряду с изучением устройства государства и его законов, изучать, в том числе и законы России об армии: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др. А не пытаться совместить несовместимое, например ОБЖ, как основы безопасности жизнедеятельности человека, как индивида и военную службу, традициями которой были и остаются массовый героизм и самопожертвование. Почему-то никто не пытается объединить в один предмет, к примеру, физику и физкультуру на основании того, что там и там действуют одни и те же законы механики. А с ОБЖ это сплошь и рядом: интеграция с биологией, химией, физикой, физкультурой, граждановедением, что на деле означает лишь одно - не заниматься ОБЖ совсем. Об этом я говорил на семинарах и совещаниях. К сожалению, чиновники, наделенные определенной властью, кроме как себя «любимых» слушать никого не хотят.

Ну как можно преподавать курс ОБЖ, который нацелен на обеспечение безопасного существования человека, как индивида, как личности, и в то же время говорить о военной службе, где от солдата требуются героизм и самопожертвование? Как, с точки зрения ОБЖ, можно говорить о рядовом Матросове, который не обеспечил безопасность своей жизнедеятельности, но обеспечил выполнение боевой задачи своего подразделения, как можно говорить о капитане Флёрове, подорвавшего себя вместе с «катюшами» и не допустившего того, чтобы они достались врагу, как можно говорить о генерале Карбышеве, который предпочел смерть безопасности своей жизнедеятельности, как можно говорить о сотнях тысяч других героев, пожертвовавших своей жизнью ради победы над врагом? С точки зрения безопасности жизнедеятельности необходимо было, как высказывались некоторые псевдопатриоты и пацифисты, не воевать с Германией, а капитулировать перед ней и, тем самым, избежать многомиллионных жертв, жила же Россия под монголо-татарским игом. А вот с точки зрения истинного патриота здесь необходимо говорить не об ОБЖ, а о свободе и независимости государства, которая добывается огромной ценой, в том числе и попранием законов ОБЖ.

А если говорить о военной службы, то, на мой взгляд, в школе должны изучаться, как я уже неоднократно повторял, не Уставы и движение строевым шагом, а традиции Вооруженных Сил, подвиги героев-воинов, в том числе и сегодняшних дней, например, подвиг псковских десантников, которые предпочли погибнуть, но не пропустить чеченских бандитов, хотя те и обещали им за это баснословные суммы. При этом рассказывать о службе в армии должны не те, кто когда-то слышал или что-то читал о ней, а те, кто служил и служит сейчас. Воинские традиции, вообще говоря, не такая вещь, обладателем которой можно себя объявить. И шире привлекать к делу патриотического воспитания молодежи известных людей.

Но не занимаются этим главные и ведущие специалисты по ОБЖ. Им проще компилировать и включать в свои учебники и учебные пособия выжимки из Уставов Вооруженных Сил. Мне всегда хотелось спросить этих людей: «А как вы посмотрите в глаза тем молодым людям, которые, изучив по вашим учебникам и учебным пособиям требования воинской дисциплины, права и обязанности солдата и, затем, будучи призванными на военную службу, придя в казарму, будут «прописаны», а по простому избиты их же сослуживцами? Вот и будут им тогда и Уставы и строевая и патриотическое воспитание все вместе взятые. Или вы об этом не знаете и не слышали? Так спросите у тех, кто служил или кто служит. И кому больше поверят: вам или вернувшимся со срочной службы друзьям и приятелям старшеклассников, которым вы рассказываете о правах, свободах и гарантиях социальной защиты военнослужащих? И как вы посмотрите в глаза тем, кого вы учили одному, а на деле они получили совсем другое? Впрочем, я понимаю, что эти вопросы останутся без ответа.

А вот вопросы, напрямую связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности, которыми и должны заниматься главные и ведущие специалисты по ОБЖ, а именно: обеспечение школ, как мест большого скопления людей, средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты, приборами радиационной, химической разведки, дозиметрического контроля, медицинскими аптечками, т.е. всем тем, что, в соответствии с перечнем элементов учебно-материального обеспечения по ГО и ОБЖ, должно быть в образовательном учреждении, этим, видимо, главным и ведущим специалистам по ОБЖ заниматься не досуг. Также, как и обеспечением школ руководящими документами по ОБЖ, практической отработкой в школах порядка оповещения о ЧС, действий по сигналу «Внимание всем», при возникновении пожара, при заражении местности ядовитыми химическими веществами, при угрозе радиоактивного заражения, при аварии в системе газоснабжения, при угрозе совершения террористического акта, при обнаружении подозрительных предметов, при захвате школьников заложниками или угрозе захвата здания школы террористами.

Вот этим, на мой взгляд, должны заниматься главные и ведущие специалисты по ОБЖ, а не «пропихиванием» и «навязыванием» своих учебников и учебных пособий. К примеру, практически ни одна московская школа, где мне удалось побывать, не обеспечена в необходимом объеме документами и элементами учебно-материальной базы по ГО в соответствии с утвержденным перечнем Московского департамента образования и мне самому приходилось разрабатывать документы по ГО и, пользуясь знакомствами среди военнослужащих, спасателей, медицинских работников, оснащать некоторые школы необходимыми материалами и оборудованием. Зато во всех школах есть учебное пособие Сюнькова, где об ОБЖ, как таковом, говорится меньше всего, а все больше о военной службе. Но ведь для того, чтобы учащиеся школ смогли выполнять свой конституционный долг по защите Отечества, им еще нужно до этого дорасти, а школа не в состоянии им это гарантированно обеспечить из-за бездействия (или, может быть, наоборот, преднамеренного действия) главного специалиста по ОБЖ г. Москвы. Чем, к примеру, прикажете защищать школьников при аварии на опасном объекте или тушить пожар в школе: учебными пособиями Сюнькова?

И еще, о чем хотелось бы сказать: целесообразно разделить преподавание курса ОБЖ в старших (X-XI) классах для юношей и девушек (по примеру того, как проводятся в этих классах занятия по физической культуре). Даже исходя из мужской и женской психологии, не говоря уже о физической силе, их действия в чрезвычайных ситуациях будут различными, и учить их соответственно нужно по-разному. Например, большинство приемов самозащиты, подходящих для юношей, совершенно неприемлемы для девушек (ну о каком ударе рукой в голову, способном нейтрализовать противника, можно говорить как способе защиты для девушек). Упражнения для развития силы, гибкости, ловкости должны подбираться с учетом особенностей мужского и женского организма. Способы преодоления конфликтных ситуаций также будут различаться (что приемлемо для мужчин, неприемлемо для женщин). А что прикажете делать девушкам, когда преподаватели-организаторы ОБЖ заняты с юношами на военных сборах? Список этот можно продолжить. И, конечно, в любом случае, при обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимо подходить к каждому ученику индивидуально, учитывая его антропометрические данные, уровень умственного и физического развития, характер. И опять-таки у юношей и девушек эта разница весьма значительна.

В целом же следует отметить, что данные рекомендации по преодолению существующих проблем преподавания курса ОБЖ в школе носят обобщенный характер и будут меняться в зависимости от региона, в котором преподается курс ОБЖ, условий преподавания курса, уровня оснащенности школ методическими и наглядными пособиями, тренажерами, степени подготовленности преподавательского состава, ведущего обучение, контингента учащихся и др.

   

Адрес: пос. Нахабино, ул. Школьная, д. 5, кв. 83

Телефон: 566-0334